государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
"Слободотуринский аграрно-экономический техникум им. Героя Российской Федерации А.Ю. Боровикова"
Свердловская область с. Туринская Слобода ул. Советская, 96
 
              

Оценка качества

образовательных услуг

 
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вмест
Главная / Советы психолога / Взаимоотношения в семье и окружающим миром

Взаимоотношения в семье и окружающим миром

 Как общаться с подростками   и добиваться поставленных целей

в воспиьтании.

 

     Можно выделить несколько основных рекомендаций, следуя которым будет легче общаться с подростками  и добиваться поставленных целей в воспитании и обучении:

• Подростку необходима безусловная любовь родителя – любовь, не зависящая ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков.

• Подросток  должен чувствовать, что взрослые, в лице педагогов уважают его, принимают таким, какой он есть, доверяют ему. Это позволит ему быть уверенным в себе и в своих отношениях с взрослыми.

• Ни при каких обстоятельствах подросток не должен бояться педагога.

• Лучше в максимально возможной степени оставлять за подростком  свободу принятия решения, нежели требовать от него слепого подчинения.

• Лучше использовать поощрения, чем наказания.

• Необходимо с пониманием относиться ко всему, что происходит с подростком, не делать ему критических замечаний. Нелепо критиковать то, что возможно было нормой поведения в «прошлой» жизни  подростка.

 

Причины само повреждающего поведения подростков

  • Межличностные (проблемы со сверстниками, педагогами, отсутствие друзей, травля, общение с подростками, наносящими самоповреждения);
  • Ситуационные (денежные долги, смерть близкого человека, «любовные» проблемы, тяжелые болезни, сексуальное насилие, сексуальная неудача, раскаяние за совершенные действия);
  • Семейные (отсутствие теплых, доверительных отношений, отсутствие любви, смерть или развод в семье, семейная враждебность и постоянная критика со стороны родителей, дисфункциональная семья, семейные саморазрушающие формы поведения членов семьи,  безразличие к ребенку, отсутствие эмоциональной связи с ним, прессинг «успеха»);
  • Эмоциональные (перфекционизм, большое количество эмоций у   подростка, страх и неумение управлять своими эмоциями, избыточная сексуальность, нарушения эмоционально-волевой сферы).

 

                Признаки само повреждающего поведения

  • Порезы, синяки, ожоги непонятного происхождения, области без  волос на коже головы. Повреждения на частях тела, где сложно пораниться случайно – запястья, бедра, живот.
  • Подросток постоянно  скрывает руки и ноги под одеждой (даже в жару) или украшениями (массивными браслетами).
  • Ребенок начинает много времени проводить в одиночестве  в ванной или у себя в комнате, при этом отчаянно старается не пустить туда родителей и очень злится, если они  продолжают настаивать.
  • Подросток начинает больше времени проводить в Интернете, так  как там  есть сообщества «по интересам», среди них те, в которых объединяются такие подростки, которые склонны к причинению себе  вреда. Там они получают ощущение поддержки и принадлежности к группе, данное чувство очень важно для подростков.
  • В своих изображениях, публикуемых на страницах соцсетей, детьми могут размещаться фотографии проявлений аутоагрессии: самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм и порезов.
  • Необходимо обращать внимание на одежду, постельное  белье ребенка и его полотенца – иногда на них можно заметить пятна крови. Также может привлечь внимание внезапное же5лание подростка стирать свою одежду и белье исключительно самостоятельно.
  • Из дома начинают исчезать предметы, которыми можно причинить себе вред или же устранить последствия самоповреждения бритвенные  лезвия, ножи, пластыри, бинты.
  • У подростка часто наблюдается плохое настроение, склонность к слезам, нежелание делать что-либо, отказ от еды или, напротив, переедание.

 

Что должен сделать родитель, если обнаружил признаки само повреждающего поведения или готовность к нему?

  • Если вы заметили царапины на запястьях своего подростка первое правило – не  паниковать. Важно дать  себе  время  успокоиться. Для подростка «быть раскрытым» важный этап, он говорит о потребности получить помощь. Самое простое, что вы можете сделать это сказать – я понимаю, что такое не делают просто так от скуки, ты можешь рассчитывать на  мою помощь и поддержку. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, сего точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию.
  • Не стоит приставать с  расспросами с наскоку, лучше попытаться наладить контакт и расположить ребенка к беседе.
  • Категорически не стоит давить на чувство вины – «как ты мог так поступить, я  (мы) же все для тебя делаем». Такой подход будет посылом ребенку: «маму нельзя тревожить, справляйся сам» и может привести к еще большей уверенности в том, что он должен рассчитывать только на себя.
  • Само повреждающее поведение даже пара царапин – крик о помощи.  И  важно услышав этот крик, не прикрывать его ладошкой из чувства стыда, вины, беспомощности. А вспомнить, что Вы взрослый, родитель, а перед вами (пусть уже выше вас на голову) тот же ребенок, который падая и ударяясь со слезами,  бежал к Вам в надежде, что Вы как волшебник облегчите эту боль.  
  • Самостоятельно или с ребенком обратитесь к специалисту (психологу, психиатру, психотерапевту).

 

Что должен сделать сотрудник образовательного учреждения,

 если обнаружил признаки само повреждающего поведения или готовность к нему?

  1. Сообщить руководителю образовательного учреждения.
  2. Организовать информирование законного представителя подростка о выявленных фактах, возможных угрозах жизни и здоровью ребенка, необходимости принятия мер по обеспечению сохранности здоровья и жизни ребенка, возможных видах помощи ребенку и семье (психологической, психотерапевтической, психиатрической и иной).
  3. Не  оставлять подростка без  присмотра, оказать эмоциональную поддержку, пригласить психолога (при  наличии), медицинского работника (при наличии).
  4. Выдать родителям (законным представителям) памятки с контактной информацией учреждений, специалистов, оказывающих психологическую, социальную, юридическую помощь («Областной центр психологической  поддержки детей и подростков», психиатры, оказывающие помощь по месту  жительства).
  5. В дальнейшем наблюдать за поведением подростка, не  допускать нарушений педагогической этики,  оказывать  эмоционально-психологическую поддержку и индивидуальную помощь.

 

Поговорим об отношениях с родителями и об отношениях, когда кому-то порой приходится подчиняться.

Как вы считаете, можно ли завоевать доверие родителей? Бесспорно! Даже сердце самых, казалось бы, строгих родителей можно растопить. Для этого несложно провести личный психологический анализ.

  • Во-первых, все подростки должны хорошо осознавать, ПОЧЕМУ родители подчас  слишком строги – из любви и заботы: они  боятся потерять нас, боятся того, что с нами может случиться из-за опасного времени, поятся плохого влияния со стороны окружающих.
  • Если родители начинают проявлять на первый взгляд «нездоровый» интерес к тому человеку, с которым ты встречаешься, общаешься, тебе нужно знать следующее: родители попросту волнуются, но не знают подход к тебе, поэтому зачастую расспрашивают тебя различными уловками, что может вызвать раздражение. Да, они боятся спросить прямо. В этом можешь быть виноват и ты: почаще беседуй с родителями, говори на откровенные темы. Хороший принцип: откровенность за откровенность!
  • Очень эффективный способ заслужить доверие родителей – показать, что ты пригоден для работы, что ты трудолюбив и ценишь родительский труд. Это как нельзя сильно влияет на родителей!
  • Если ты будешь интересоваться проблемами родителей и радоваться вместе с ними их успехами, можно избежать бурных конфликтных сцен. Они будут более мягкими по отношению к тебе. Развивая честность и не обманывая родных, даже признавая проступки, ошибки, ты еще больше заслужишь доверие. Быть  может, они не скажут, что у них ИДЕАЛЬНЫЙ сын/дочь, но и не  будут шпионить за тобой. Поверь: они это ценят.
  • Держать свое слово порой сложно, особенно учитывая такой факт как память. Тогда не обещай никогда то, в чем не уверен.

 

 

Наверх страницы