государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
Слободотуринский аграрно-экономический техникум
Свердловская область с. Туринская Слобода ул. Советская, 96
 
             
 
 
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе
Главная / Советы психолога / Взаимоотношения в семье и окружающим миром

Взаимоотношения в семье и окружающим миром

    

        Как общаться с подростками   и добиваться поставленных целей

в воспиьтании.

 

 

Можно выделить несколько основных рекомендаций, следуя которым будет легче общаться с подростками  и добиваться поставленных целей в воспитании и обучении:

• Подростку необходима безусловная любовь родителя – любовь, не зависящая ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков.

• Подросток  должен чувствовать, что взрослые, в лице педагогов уважают его, принимают таким, какой он есть, доверяют ему. Это позволит ему быть уверенным в себе и в своих отношениях с взрослыми.

• Ни при каких обстоятельствах подросток не должен бояться педагога.

• Лучше в максимально возможной степени оставлять за подростком  свободу принятия решения, нежели требовать от него слепого подчинения.

• Лучше использовать поощрения, чем наказания.

• Необходимо с пониманием относиться ко всему, что происходит с подростком, не делать ему критических замечаний. Нелепо критиковать то, что возможно было нормой поведения в «прошлой» жизни  подростка.

 

Причины само повреждающего поведения подростков

  • Межличностные (проблемы со сверстниками, педагогами, отсутствие друзей, травля, общение с подростками, наносящими самоповреждения);
  • Ситуационные (денежные долги, смерть близкого человека, «любовные» проблемы, тяжелые болезни, сексуальное насилие, сексуальная неудача, раскаяние за совершенные действия);
  • Семейные (отсутствие теплых, доверительных отношений, отсутствие любви, смерть или развод в семье, семейная враждебность и постоянная критика со стороны родителей, дисфункциональная семья, семейные саморазрушающие формы поведения членов семьи,  безразличие к ребенку, отсутствие эмоциональной связи с ним, прессинг «успеха»);
  • Эмоциональные (перфекционизм, большое количество эмоций у   подростка, страх и неумение управлять своими эмоциями, избыточная сексуальность, нарушения эмоционально-волевой сферы).

 

                Признаки само повреждающего поведения

  • Порезы, синяки, ожоги непонятного происхождения, области без  волос на коже головы. Повреждения на частях тела, где сложно пораниться случайно – запястья, бедра, живот.
  • Подросток постоянно  скрывает руки и ноги под одеждой (даже в жару) или украшениями (массивными браслетами).
  • Ребенок начинает много времени проводить в одиночестве  в ванной или у себя в комнате, при этом отчаянно старается не пустить туда родителей и очень злится, если они  продолжают настаивать.
  • Подросток начинает больше времени проводить в Интернете, так  как там  есть сообщества «по интересам», среди них те, в которых объединяются такие подростки, которые склонны к причинению себе  вреда. Там они получают ощущение поддержки и принадлежности к группе, данное чувство очень важно для подростков.
  • В своих изображениях, публикуемых на страницах соцсетей, детьми могут размещаться фотографии проявлений аутоагрессии: самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм и порезов.
  • Необходимо обращать внимание на одежду, постельное  белье ребенка и его полотенца – иногда на них можно заметить пятна крови. Также может привлечь внимание внезапное же5лание подростка стирать свою одежду и белье исключительно самостоятельно.
  • Из дома начинают исчезать предметы, которыми можно причинить себе вред или же устранить последствия самоповреждения бритвенные  лезвия, ножи, пластыри, бинты.
  • У подростка часто наблюдается плохое настроение, склонность к слезам, нежелание делать что-либо, отказ от еды или, напротив, переедание.

 

Что должен сделать родитель, если обнаружил признаки само повреждающего поведения или готовность к нему?

 

  • Если вы заметили царапины на запястьях своего подростка первое правило – не  паниковать. Важно дать  себе  время  успокоиться. Для подростка «быть раскрытым» важный этап, он говорит о потребности получить помощь. Самое простое, что вы можете сделать это сказать – я понимаю, что такое не делают просто так от скуки, ты можешь рассчитывать на  мою помощь и поддержку. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, сего точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию.
  • Не стоит приставать с  расспросами с наскоку, лучше попытаться наладить контакт и расположить ребенка к беседе.
  • Категорически не стоит давить на чувство вины – «как ты мог так поступить, я  (мы) же все для тебя делаем». Такой подход будет посылом ребенку: «маму нельзя тревожить, справляйся сам» и может привести к еще большей уверенности в том, что он должен рассчитывать только на себя.
  • Само повреждающее поведение даже пара царапин – крик о помощи.  И  важно услышав этот крик, не прикрывать его ладошкой из чувства стыда, вины, беспомощности. А вспомнить, что Вы взрослый, родитель, а перед вами (пусть уже выше вас на голову) тот же ребенок, который падая и ударяясь со слезами,  бежал к Вам в надежде, что Вы как волшебник облегчите эту боль.  
  • Самостоятельно или с ребенком обратитесь к специалисту (психологу, психиатру, психотерапевту).

 

Что должен сделать сотрудник образовательного учреждения,

 если обнаружил признаки само повреждающего поведения или готовность к нему?

 

  1. Сообщить руководителю образовательного учреждения.
  2. Организовать информирование законного представителя подростка о выявленных фактах, возможных угрозах жизни и здоровью ребенка, необходимости принятия мер по обеспечению сохранности здоровья и жизни ребенка, возможных видах помощи ребенку и семье (психологической, психотерапевтической, психиатрической и иной).
  3. Не  оставлять подростка без  присмотра, оказать эмоциональную поддержку, пригласить психолога (при  наличии), медицинского работника (при наличии).
  4. Выдать родителям (законным представителям) памятки с контактной информацией учреждений, специалистов, оказывающих психологическую, социальную, юридическую помощь («Областной центр психологической  поддержки детей и подростков», психиатры, оказывающие помощь по месту  жительства).
  5. В дальнейшем наблюдать за поведением подростка, не  допускать нарушений педагогической этики,  оказывать  эмоционально-психологическую поддержку и индивидуальную помощь.

 

Поговорим об отношениях с родителями и об отношениях, когда кому-то порой приходится подчиняться.

Как вы считаете, можно ли завоевать доверие родителей? Бесспорно! Даже сердце самых, казалось бы, строгих родителей можно растопить. Для этого несложно провести личный психологический анализ.

  • Во-первых, все подростки должны хорошо осознавать, ПОЧЕМУ родители подчас  слишком строги – из любви и заботы: они  боятся потерять нас, боятся того, что с нами может случиться из-за опасного времени, поятся плохого влияния со стороны окружающих.
  • Если родители начинают проявлять на первый взгляд «нездоровый» интерес к тому человеку, с которым ты встречаешься, общаешься, тебе нужно знать следующее: родители попросту волнуются, но не знают подход к тебе, поэтому зачастую расспрашивают тебя различными уловками, что может вызвать раздражение. Да, они боятся спросить прямо. В этом можешь быть виноват и ты: почаще беседуй с родителями, говори на откровенные темы. Хороший принцип: откровенность за откровенность!
  • Очень эффективный способ заслужить доверие родителей – показать, что ты пригоден для работы, что ты трудолюбив и ценишь родительский труд. Это как нельзя сильно влияет на родителей!
  • Если ты будешь интересоваться проблемами родителей и радоваться вместе с ними их успехами, можно избежать бурных конфликтных сцен. Они будут более мягкими по отношению к тебе. Развивая честность и не обманывая родных, даже признавая проступки, ошибки, ты еще больше заслужишь доверие. Быть  может, они не скажут, что у них ИДЕАЛЬНЫЙ сын/дочь, но и не  будут шпионить за тобой. Поверь: они это ценят.
  • Держать свое слово порой сложно, особенно учитывая такой факт как память. Тогда не обещай никогда то, в чем не уверен.

 

 

Наверх страницы