Взаимоотношения в семье и окружающим миром
Как общаться с подростками и добиваться поставленных целей
в воспиьтании.
Можно выделить несколько основных рекомендаций, следуя которым будет легче общаться с подростками и добиваться поставленных целей в воспитании и обучении:
• Подростку необходима безусловная любовь родителя – любовь, не зависящая ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков.
• Подросток должен чувствовать, что взрослые, в лице педагогов уважают его, принимают таким, какой он есть, доверяют ему. Это позволит ему быть уверенным в себе и в своих отношениях с взрослыми.
• Ни при каких обстоятельствах подросток не должен бояться педагога.
• Лучше в максимально возможной степени оставлять за подростком свободу принятия решения, нежели требовать от него слепого подчинения.
• Лучше использовать поощрения, чем наказания.
• Необходимо с пониманием относиться ко всему, что происходит с подростком, не делать ему критических замечаний. Нелепо критиковать то, что возможно было нормой поведения в «прошлой» жизни подростка.
Причины само повреждающего поведения подростков
- Межличностные (проблемы со сверстниками, педагогами, отсутствие друзей, травля, общение с подростками, наносящими самоповреждения);
- Ситуационные (денежные долги, смерть близкого человека, «любовные» проблемы, тяжелые болезни, сексуальное насилие, сексуальная неудача, раскаяние за совершенные действия);
- Семейные (отсутствие теплых, доверительных отношений, отсутствие любви, смерть или развод в семье, семейная враждебность и постоянная критика со стороны родителей, дисфункциональная семья, семейные саморазрушающие формы поведения членов семьи, безразличие к ребенку, отсутствие эмоциональной связи с ним, прессинг «успеха»);
- Эмоциональные (перфекционизм, большое количество эмоций у подростка, страх и неумение управлять своими эмоциями, избыточная сексуальность, нарушения эмоционально-волевой сферы).
Признаки само повреждающего поведения
- Порезы, синяки, ожоги непонятного происхождения, области без волос на коже головы. Повреждения на частях тела, где сложно пораниться случайно – запястья, бедра, живот.
- Подросток постоянно скрывает руки и ноги под одеждой (даже в жару) или украшениями (массивными браслетами).
- Ребенок начинает много времени проводить в одиночестве в ванной или у себя в комнате, при этом отчаянно старается не пустить туда родителей и очень злится, если они продолжают настаивать.
- Подросток начинает больше времени проводить в Интернете, так как там есть сообщества «по интересам», среди них те, в которых объединяются такие подростки, которые склонны к причинению себе вреда. Там они получают ощущение поддержки и принадлежности к группе, данное чувство очень важно для подростков.
- В своих изображениях, публикуемых на страницах соцсетей, детьми могут размещаться фотографии проявлений аутоагрессии: самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм и порезов.
- Необходимо обращать внимание на одежду, постельное белье ребенка и его полотенца – иногда на них можно заметить пятна крови. Также может привлечь внимание внезапное же5лание подростка стирать свою одежду и белье исключительно самостоятельно.
- Из дома начинают исчезать предметы, которыми можно причинить себе вред или же устранить последствия самоповреждения бритвенные лезвия, ножи, пластыри, бинты.
- У подростка часто наблюдается плохое настроение, склонность к слезам, нежелание делать что-либо, отказ от еды или, напротив, переедание.
Что должен сделать родитель, если обнаружил признаки само повреждающего поведения или готовность к нему?
- Если вы заметили царапины на запястьях своего подростка первое правило – не паниковать. Важно дать себе время успокоиться. Для подростка «быть раскрытым» важный этап, он говорит о потребности получить помощь. Самое простое, что вы можете сделать это сказать – я понимаю, что такое не делают просто так от скуки, ты можешь рассчитывать на мою помощь и поддержку. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, сего точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию.
- Не стоит приставать с расспросами с наскоку, лучше попытаться наладить контакт и расположить ребенка к беседе.
- Категорически не стоит давить на чувство вины – «как ты мог так поступить, я (мы) же все для тебя делаем». Такой подход будет посылом ребенку: «маму нельзя тревожить, справляйся сам» и может привести к еще большей уверенности в том, что он должен рассчитывать только на себя.
- Само повреждающее поведение даже пара царапин – крик о помощи. И важно услышав этот крик, не прикрывать его ладошкой из чувства стыда, вины, беспомощности. А вспомнить, что Вы взрослый, родитель, а перед вами (пусть уже выше вас на голову) тот же ребенок, который падая и ударяясь со слезами, бежал к Вам в надежде, что Вы как волшебник облегчите эту боль.
- Самостоятельно или с ребенком обратитесь к специалисту (психологу, психиатру, психотерапевту).
Что должен сделать сотрудник образовательного учреждения,
если обнаружил признаки само повреждающего поведения или готовность к нему?
- Сообщить руководителю образовательного учреждения.
- Организовать информирование законного представителя подростка о выявленных фактах, возможных угрозах жизни и здоровью ребенка, необходимости принятия мер по обеспечению сохранности здоровья и жизни ребенка, возможных видах помощи ребенку и семье (психологической, психотерапевтической, психиатрической и иной).
- Не оставлять подростка без присмотра, оказать эмоциональную поддержку, пригласить психолога (при наличии), медицинского работника (при наличии).
- Выдать родителям (законным представителям) памятки с контактной информацией учреждений, специалистов, оказывающих психологическую, социальную, юридическую помощь («Областной центр психологической поддержки детей и подростков», психиатры, оказывающие помощь по месту жительства).
- В дальнейшем наблюдать за поведением подростка, не допускать нарушений педагогической этики, оказывать эмоционально-психологическую поддержку и индивидуальную помощь.
Поговорим об отношениях с родителями и об отношениях, когда кому-то порой приходится подчиняться.
Как вы считаете, можно ли завоевать доверие родителей? Бесспорно! Даже сердце самых, казалось бы, строгих родителей можно растопить. Для этого несложно провести личный психологический анализ.
- Во-первых, все подростки должны хорошо осознавать, ПОЧЕМУ родители подчас слишком строги – из любви и заботы: они боятся потерять нас, боятся того, что с нами может случиться из-за опасного времени, поятся плохого влияния со стороны окружающих.
- Если родители начинают проявлять на первый взгляд «нездоровый» интерес к тому человеку, с которым ты встречаешься, общаешься, тебе нужно знать следующее: родители попросту волнуются, но не знают подход к тебе, поэтому зачастую расспрашивают тебя различными уловками, что может вызвать раздражение. Да, они боятся спросить прямо. В этом можешь быть виноват и ты: почаще беседуй с родителями, говори на откровенные темы. Хороший принцип: откровенность за откровенность!
- Очень эффективный способ заслужить доверие родителей – показать, что ты пригоден для работы, что ты трудолюбив и ценишь родительский труд. Это как нельзя сильно влияет на родителей!
- Если ты будешь интересоваться проблемами родителей и радоваться вместе с ними их успехами, можно избежать бурных конфликтных сцен. Они будут более мягкими по отношению к тебе. Развивая честность и не обманывая родных, даже признавая проступки, ошибки, ты еще больше заслужишь доверие. Быть может, они не скажут, что у них ИДЕАЛЬНЫЙ сын/дочь, но и не будут шпионить за тобой. Поверь: они это ценят.
- Держать свое слово порой сложно, особенно учитывая такой факт как память. Тогда не обещай никогда то, в чем не уверен.