Особенности поведения
Рекомендации для педагогов,
работающих с обучающимися с ОВЗ
- Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах у обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечить ему субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
- Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом учебном занятии обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория обучающихся с трудом переключается с предыдущей деятельности.
- Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
- Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
- Не требовать от ребёнка изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать обучающегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
- Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
- Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Обучающиеся должны слушать, смотреть, проговаривать.
- Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
- Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз
(через 10 минут).
- Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
- Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).
- Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
- Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
- Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
- Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
Рекомендации для педагогов и руководителей групп по адаптации
обучающихся 1 курса в ГАПОУ СО «СТАЭТ»
1. Создать у обучающихся адекватное представление о выбранной профессии, осознание общественной значимости профессии и формирование положительного отношения к ней.
2. На первых занятиях ознакомить студентов с системой обучения в техникуме и требованиям к уровню знаний, специфике обучения в техникуме, её отличиях от школьной, довести до каждого студента понятие дисциплины (это достигается жестким контролем всех работающих преподавателей).
3.Убедить обучающихся начать жизнь «с чистого листа», «найти свое место под солнцем», завоевать авторитет и уважение первокурсников.
4. Изучив студента по документам, найти ответственное занятие для каждого студента, где раскроются его способности, и которое он будет выполнять с удовольствием.
5. Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность обучающимся занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
6. Выявить студентов, нуждающихся в психологической помощи, довести до сведения педагога-психолога, совместно с педагогом-психологом составить план проведения индивидуальных консультаций и групповых тренингов.
7. В учебные программы детей с ограниченными возможностями здоровья включить программу социальной адаптации подростков.
8. Ознакомить студентов с Памятками для первокурсников (по выполнению самостоятельной работы, как слушать и писать лекции и др.).
9. Вовлечь студентов в общественную жизнь техникума, в работу по самоуправлению.
10. Проводить совместные мероприятия в группе во внеурочное время, нацеленные на сплочение коллектива, создание комфортной психологической среды в студенческом коллективе и облегчение, таким образом, процесса адаптации обучающихся к новым для них социальным условиям.
11. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.
12. Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
13. Не сравнивать между собой студентов, хвалить их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
14. Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету).
15. Задействовать во время занятий такие методы опроса, как письменный, текстовый и групповой, которые помогут снизить уровень эмоционального напряжения для студентов со страхами перед публичным выступлением.