Мотивация деятельности
Формирование мотивации к получению
новых знаний у обучающихся
«Все наши замыслы, поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика,
нет желанья, учиться».
В.А.Сухомлинский
Ведущим видом деятельности обучающихся является учение. Оно существенно изменяет мотивы поведения, открывает новые источники развития познавательных и нравственных сил, произвольного поведения.
Существует классификация мотивов. Различают такие мотивы, как социальные, познавательные, внутренние, внешние, мотивы, направленные на избегание неудач, либо на достижение успеха.
Мотивы учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности.
Основной целью педагога должно являться: формирование внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения.
Создать такие условия, при которых обучающиеся чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности. Для этого необходимо:
- Организовать учебную деятельность так, чтобы учащийся занимал
активное место в обучении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.
- Активизировать познавательную деятельность во время учебных занятий.
- Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре
мотивации, стараться повысить внутренние мотивы.
Для обучающихся очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы обучающиеся с первого дня обучения видели свое продвижение вперед. Нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы обучающийся сумел, установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися.
Формирование внутренних мотивов ведется через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:
- создание условий для возникновения проблемных ситуаций;
- выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;
- подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием информационных технологий;
- подача учебного материала в игровой форме;
- использование наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях;
- создание ситуации успеха через выполнение заданий;
- соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;
- разнообразие самих форм обучения и воспитания – уроки-путешествия, уроки – викторины, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, выставки, экскурсии.
Пути и средства повышения учебной мотивации:
- Четко выработанная система организации учебного процесса (четкие требования);
2. Обязательная целевая установка на начальном этапе урока (настрой обучающихся, формирование внутренних стимулов, сообщение темы и целей урока необычными способами);
3. Использование игровых ситуаций и других элементов занимательности (загадки, ребусы).
4. Ситуация успеха – вера учащегося в свои силы. Педагоги и родители должны постоянно поддерживать веру обучающегося в свои силы. Чтобы каждый ребенок смог стать успешным, необходимо подчеркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперед.
5. Использование современных методов обучения (проблемное обучение, развивающие методы).
Широко использовать интегрированные уроки и совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение. Необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать обучающихся к их обсуждению и решению.
6. Использование ИКТ.
Использование компьютера с его огромными возможностями на различных учебных занятиях при обучении детей позволяет разнообразить процесс обучения. Компьютерные технологии существенно изменяют способы управления учебной деятельностью, погружая в игровую ситуацию, излагая учебный материал с иллюстрациями, что также способствует повышению мотивации. Но важно помнить о соблюдении при этом санитарно-гигиенических норм.
7. Проведение регулярного контроля учебных достижений, своевременное доведение до обучающихся критериев оценки их деятельности.
Качественный анализ учебных достижений обучающегося должен направляться на формирование адекватной самооценки и рефлексии.