государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
Слободотуринский аграрно-экономический техникум
Свердловская область с. Туринская Слобода ул. Советская, 96
 
             
 
 
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе
Главная / Советы психолога / Мотивация деятельности

Мотивация деятельности

Формирование мотивации к получению

новых знаний у обучающихся

 

«Все наши замыслы,  поиски и построения

превращаются в прах, если у ученика,

нет желанья, учиться».

 

В.А.Сухомлинский

 

         Ведущим видом деятельности обучающихся является учение. Оно существенно изменяет мотивы  поведения, открывает новые источники развития познавательных и нравственных сил, произвольного поведения.

         Существует классификация мотивов. Различают такие мотивы, как социальные, познавательные, внутренние, внешние, мотивы, направленные на избегание неудач, либо на достижение успеха.

         Мотивы учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной  активности.

Основной целью педагога должно являться: формирование внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения.

Создать такие условия, при которых обучающиеся чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности. Для этого необходимо:

  1. Организовать учебную деятельность так, чтобы учащийся занимал

активное место в обучении и  чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.

  1. Активизировать познавательную деятельность во время учебных занятий.
  2. Проследить, какие при  этом произойдут изменения в структуре

мотивации, стараться повысить внутренние мотивы.

Для обучающихся очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы обучающиеся с первого дня обучения видели свое продвижение вперед. Нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы обучающийся сумел, установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися.

         Формирование внутренних мотивов ведется  через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:

- создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

- выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;

- подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием информационных технологий;

- подача учебного материала в игровой форме;

- использование наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях;

- создание ситуации успеха через выполнение заданий;

- соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;

- разнообразие самих форм обучения и воспитания – уроки-путешествия, уроки – викторины, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, выставки, экскурсии.

         Пути и средства повышения учебной мотивации:

  1. Четко выработанная система организации учебного процесса (четкие требования);

2. Обязательная целевая установка на начальном этапе урока (настрой обучающихся, формирование внутренних стимулов, сообщение темы и целей урока необычными способами);

3. Использование игровых ситуаций и других элементов занимательности (загадки, ребусы).

4. Ситуация успеха – вера учащегося в свои силы. Педагоги и родители должны постоянно поддерживать веру обучающегося в свои силы. Чтобы каждый ребенок смог стать успешным, необходимо подчеркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперед.

5. Использование современных методов обучения (проблемное обучение, развивающие методы).

Широко использовать  интегрированные  уроки и совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение. Необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать обучающихся  к их обсуждению и решению.

6. Использование ИКТ.

Использование компьютера с его огромными возможностями на различных учебных занятиях при обучении детей позволяет разнообразить процесс обучения. Компьютерные технологии существенно изменяют способы управления учебной деятельностью, погружая в игровую ситуацию, излагая учебный материал с иллюстрациями, что также способствует повышению мотивации. Но важно помнить о соблюдении при этом санитарно-гигиенических норм.

7. Проведение регулярного контроля учебных достижений, своевременное доведение до обучающихся критериев оценки их деятельности.

Качественный анализ учебных достижений обучающегося должен направляться на формирование адекватной самооценки и рефлексии.

Наверх страницы