2 октября 2020 года исполняется 80 лет системе профессионально-технического образования в России
29 сентября 2020
«Самым близким к естественному состоянию
из всех тех занятий, которые способны обеспечить
существование человека, является труд его рук.
Из всех общественных положений самое независимое
от судьбы и от людей — положение ремесленника».
Жак Руссо
Люди всегда признавали, что важным и престижным может стать любой труд, но многое зависит от того, как человек будет относиться к своему труду, как будет выполнять свою работу, очень важно чтобы работа выполнялась добросовестно и имела высокое качество.
Профтехобразование – это система, цель которой дать человеку профессию. Профессия дает возможность трудоустройства. Обучение построено таким образом, что в ходе процесса, воспитывается профессионал и всесторонне развитая личность, которая способна приносить обществу существенную пользу.
Историческая справка: Днем рождения системы профессионально-технического образования считается 2 сентября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные и школы фабрично-заводского обучения.
История становления и развития российской системы профессионального образования
На официальном сайте https://www.kazedu.kz/referat/45106/1 представлена информация о том, что профессиональное образование начинает складываться в нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Так, например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681г., обучалось к 1684 г. 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался «поденный корм» и в обязанности которых входило «спрашивать уроки у товарищей».
Факты системы образования говорят о том, что появление профессионального образования в современном его понимании – это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне Петр I предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях.
Курс состоял из трёх ступеней: начальной (обучение письму, чтению, грамматике и арифметике), цифровой (обучение арифметике, геометрии, тригонометрии), высшей (навигаторских классов). Учащиеся навигаторских классов проходили практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог. Большую роль в организации работы школы сыграли Л.Ф. Магницкиий и шотландец А.Д. Форварсон. В 1712 году были созданы инженерная и артиллерийская школы. Профессиональная школа носила сословный характер, готовила к различным областям государственной службы.
Заслугой Петра I является создание сети светских и духовных школ, как в столице, так и в провинции. Со времён Петра гражданская служба потребовала всё больших знаний в праве, экономике, политике, что требовало профессиональной подготовки. В 1733 году в Петербурге было основано приравненное к академиям Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России.
Представляет интерес система управления образованием, существовавшая в России до революции. На протяжении ХIХ в. происходит преобразование государственных учреждений царской России по западноевропейскому образцу.
В 1835 году в связи с новым устройством учебных округов низшая, средняя и высшая школа стали подчиняться административной власти округа. Попечитель учебного округа назначался императором. В середине 50-х г.г. ХIХ в. система управления училищ и Учебный Комитет Министерства, учебные округа изъяты из ведения местных генерал – губернаторов.
В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям общества. В управлении образованием наблюдалось две тенденции, которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль за образованием; в то же время развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение неправительственных учебных заведений.
По материалам журналов Министерства народного просвещения и Русского технического общества на сайте https://almavest.ru/ru/node/1278 , размещена информация о том, что в январе 1915 года министром народного просвещения стал П.Н. Игнатьев, сторонник радикальной реформы среднего и высшего образования в соответствии с требованиями промышленной и финансовой буржуазии. В этот период управление профессиональным образованием было децентрализовано.
После революции в России средние профессиональное образование стало частью системы народного образования. С 1919 года управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой специализации, так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об установлении единой системы индустриально – технического образования”. Техникумы стали вести подготовку специалистов на базе семилетний школы, 40 –50 % учебных часов отводились на практическое обучение. Многие техникумы реорганизовались в отраслевые.
Управление средним профессиональным образованием стало строиться по отраслевому принципу. Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию, потребовали привлечения квалифицированных специалистов, перестройки образования.
В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к 1941 году составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки группы проблем в первую очередь высшей школы и техникумов, большинство из которых появились в этот период, послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года “Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах”. В этот период были разработаны стабильные учебные планы.
В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.
В 60-е годы в период развёртывания технологического этапа научно-технической базы средних учебных заведений возрос контингент обучающихся, что связано с растущей общественной потребностью в квалифицированных специалистах. Аналогичная тенденция характерна для высших учебных заведений.
За годы советской власти в нашей стране сложилась и функционировала определенная система профессиональной подготовки кадров. В эту систему входили: профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты и университеты. В учебных заведениях каждого уровня профессионального образования, как правило, реализовывалась профессиональная образовательная программа соответствующего уровня и одного профиля подготовки. Так, строительное ПТУ могло выпускать только рабочих по строительной профессии; педагогическое училище - только учителей начальных классов и воспитателей детских садов и т.п.
Положительной стороной данной системы профессионального образования можно считать фундаментальную практическую подготовку по выбранной профессии (специальности), включающую учебную и производственную практику в ПТУ; учебную, технологическую и преддипломную практику - в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.
Начиная с 1989 г. в стране организуется экспериментальная подготовка рабочих и техников повышенного уровня квалификации в высших профессиональных училищах (ВПУ), которые отличает широта профиля подготовки, формирование знаний и умений по современным информационным технологиям, по коммерческим дисциплинам и т.п. Этот эксперимент привел к изменению классической структуры профессионального образования и возникновению различных типов образовательных учреждений: профессиональные лицеи, профессиональные колледжи, университеты, академии, центры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и др., которые расширили профиль и уровень подготовки профессиональных кадров, а также стали предлагать другие образовательные услуги, не свойственные им ранее.
Нельзя не упомянуть и о том, что после 90-х годов государство фактически не уделяло СПО никакого внимания, из-за чего учреждениям средне-профессионального образования приходилось существовать автономно. Не все руководители учреждений смогли самостоятельно наладить связь с производством и остаться наплаву. В итоге
качество СПО в России значительно снизилось, да и желание обучаться в техникумах и колледжах у молодежи пропало.
В 2015 году Правительство РФ опубликовало распоряжение, где приводится комплекс мер по совершенствованию системы СПО, на основе которого проходит реализация соответствующего проекта.
Комплекс мероприятий, направленный на совершенствование СПО, разбит на несколько блоков, которые включают в себя:
КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ЭКОНОМИКИ
Прежде всего, был сформирован список востребованных специальностей СПО на современном рынке труда, из которых выделено 50 наиболее нужных. Для последних разрабатываются и актуализируются профстандарты, ориентированные на зарубежный опыт и передовые технологии. Все это утверждено на нормативном уровне.
Параллельно производится последовательное внедрение в СПО дуальной модели обучения. В узком смысле такая модель предполагает теоретическое обучение в образовательном учреждении, и получение практических навыков – у работодателя в организации.
В соответствии с разработанными стандартами пересмотрена подготовка педагогических кадров для работы в системе СПО.
На протяжении 2015-2020 года проводятся регулярные мероприятия в виде чемпионатов профессионального мастерства, всероссийские конкурсов и олимпиад по перспективным профессиям. Сюда относится чемпионат "Ворлдскиллс Россия" и конкурс "Лучший по профессии". Согласно их результатам готовятся методические рекомендации по улучшению СПО.
Весь комплекс мер в полной мере распространяется, в том числе и на лиц с ограниченными возможностями здоровья. Например, повышается квалификация педагогических работников, работающих с лицами с ОВЗ, а в чемпионатах, конкурсах и олимпиадах есть специальные номинации для участия в них лиц с ОВЗ.
Обязательный компонент проекта – информационная кампания по повышению общественного престижа СПО в России и популяризации рабочих профессий.
КОНСОЛИДАЦИЯ РЕСУРСОВ
Улучшение профессиональной ориентации обучающихся в школах, а также развитие системы СПО в направлении эффективного совмещения теории и практики.
Для мотивации предприятий в способствовании дуальному образованию и обеспечению учебных заведений необходимым оборудованием будут внесены изменения в Налоговый кодекс РФ.
Изменениям подвергнется и ФЗ "Об образовании". В частности это коснется расширения целей деятельности колледжей и техникумов.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Развивается механизм оценки и сертификации квалификаций. В новую систему мониторинга обязательно войдет такой критерий, как результат участия в чемпионатах профессионального мастерства. Предполагается, что мониторинг будет проходить ежегодно.
Ожидается, что внедрение комплекса мероприятий, направленных на модернизацию системы СПО в России, должно принести следующие результаты:
· определение самых востребованных специальностей в зависимости от потребностей экономики;
· внедрение новых профстандартов в сфере СПО;
· развитие материально-технической базы учреждений СПО;
· внедрение дуальной модели образования и подключение к этому заинтересованных предприятий;
· повышение престижа СПО;
· проведение разноуровневых чемпионатов и конкурсов.
Все это должно привести не только к увеличению количества обучающихся в колледжах и техникумах, но и повышению качества образования по программам СПО. Таким образом, в перспективе рынок труда заполнят практикоориентированные специалисты, которые будут соответствовать запросам современного производства.