государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
Слободотуринский аграрно-экономический техникум
Свердловская область с. Туринская Слобода ул. Советская, 96
 
                
 
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе
Главная / Профилактика правонарушений / Профилактика терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений

Профилактика терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений

Терроризм как глобальная проблема современности

     Цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать ему распространяться и вовремя выявлять террористическую угрозу. Под терроризмом подразумеваются и чисто уголовные похищения людей с целью выкупа, и убийства на политической почве, и жестокие методы ведения войны, и угоны самолетов, и шантаж, т.е. акты насилия, направленные против собственности и интересов граждан. Существует более ста определений террора и терроризма, но ни одно из них не является достаточно определенным. Слово террор произошло из латинского языка: terror – страх, ужас. Действительно, любые действия террориста (даже не связанные с убийством) всегда предполагают насилие, принуждение, угрозу. Главное средство достижения цели для любого террориста – это запугивание, создание атмосферы страха и неуверенности, наведение ужаса. Принимая во внимание крайнюю общественную опасность и жестокость актов террора, их антисоциальность и антигуманность, терроризм можно определить как общественный феномен, заключающийся в противоправном использовании крайних форм насилия или угрозы насилием для устрашения противников с целью достижения конкретных целей.

     В наши дни существует множество форм терроризма, которые можно классифицировать по субъектам террористической деятельности и по направленности на достижение тех или иных результатов.

     Внутригосударственный терроризм представляет собой деятельность специально организованных террористических групп или террористов-одиночек, акции которых направлены на достижение различных политических целей в пределах одного государства. Террором может называться насилие, сознательно направленное по отношению к государству.

     Насилие выступает в двух формах:

1) прямое насилие, которое выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор);

2) косвенное (скрытое) насилие, которое не предполагает непосредственного использования силы (различные формы духовного, психологического давления, политическое вмешательство, экономическая блокада), но означает только угрозу применения силы (политическое давление, дипломатический ультиматум).

     Однако, если в прошлые времена террористы избирали в качестве жертв конкретных государственных или общественных деятелей, то современные политические террористы не гнушаются массовыми убийствами: из досадных издержек посторонние жертвы превратились в одно из самых действенных средств современного терроризма.

     Паника – вот на что рассчитывают террористы. Они ничего не требуют, ни к чему не призывают. Просто взрывают дома, пытаясь посеять животный страх и панику. Страх не является самоцелью.

     Страх – лишь средство достижения определенных политических целей.

     Так, политический терроризм – это использование террора в политических целях. Именно поэтому главными объектами террористических действий выступают большие массы заведомо беззащитных людей. И чем беспощадней и кровавей будет террористическая акция, тем лучше для террористов. Это значит, что тем быстрее власть, политические силы или население будут делать то, что от них требуется. В этом отношении больницы, родильные дома, детские сады, школы, жилые дома – идеальные объекты для политических террористов. Часто для получения достаточных финансовых ресурсов для своей деятельности политические террористические группировки пользуются уголовными методами – контрабандой, незаконной торговлей оружием. Кроме того, не всегда можно понять, с какой целью совершаются такие акты, как захват заложников, убийство известных журналистов, угон самолетов.

Когда государственный терроризм выходит за границы отдельных стран, он приобретает характер международного. В последнее время этот вид терроризма приобрел невиданные, глобальные масштабы. Международный терроризм расшатывает государственные и политические устои, наносит огромный материальный ущерб, уничтожает памятники культуры, подрывает международные отношения. Как и любая другая форма террора, международный терроризм проявляется в беспорядочном насилии, обычно направленном против людей без разбора для создания в массах идеи, что цель оправдывает средства: чем ужаснее преступление, тем лучше с точки зрения террористов.

     Разновидностями международного являются транснациональный и международный криминальный терроризм. Первый представляет собой различные акции негосударственных террористических организаций в других государствах. Однако, они осуществляются самостоятельно и не нацелены на изменение международных отношений. Второй проявляется в действиях международной организованной преступности, участники которой могут быть далеки от каких-либо политических целей, а их акции могут быть направлены против конкурирующих преступных организаций в другой стране.

В соответствии с направленностью терроризм можно классифицировать также на: социальный, преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны; националистический, практикуемый организациями сепаратистского толка и организациями, поставившими своей целью борьбу против диктата инонациональных государств; религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами других, либо с попыткой низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную.

     Социально – правовая проблема воздействия на терроризм. Она включает в себя следующие компоненты:

а) анализ насильственного поведения с целью выделения террористических и квазитеррористических его разновидностей, причем для этого обязательно должны быть выявлены признаки, индикаторы, поддающиеся верификации, т.е. проверке на некоторой общепринятой у профессионалов основе;

б) разработку правового понимания терроризма как поведения субъектов права. Здесь в принципе возможно и изучение поведения субъектов конституционного права, юридических лиц, но в любом случае право должно исходить не из политических определений сил, движений, побудительных факторов, но из четких характеристик субъектов, поведение которых может быть основанием правовой ответственности;

в) конкретизацию правового понятия терроризма применительно к целям использования (научным, социально – правовым, догматическим), которое в свою очередь может быть государственно – правовым, угловно – правовым и, возможно, соотноситься с другими отраслями права; г) анализ возможностей и пределов усвоения понятия терроризма действующими нормативными актами.

     Правовая борьба с терроризмом предполагает постоянное использование имеющейся информации, ее пополнение, развертывание научных исследований межотраслевого характера, а также, и это очень важно, осуществление необходимого надзора (парламентского, прокурорского, судебного, общественного) за антитеррористической деятельностью. Последняя, как показывает опыт многих стран, имеет склонность к выходу за пределы необходимого.

     С этих позиций можно высказать некоторые соображения сугубо практического свойства. Прежде всего необходимо выработать правовые и организационные гарантии защиты прав граждан от злоупотребления возможностями борьбы с терроризмом, от выхода должностных лиц за пределы Конституции, чем бы они не пытались оправдаться. Одной из таких гарантий является жесткая индивидуальная ответственность за принимаемые решения и осуществляемые действия.

     Что касается информационного обеспечения антитеррористической системы, проработке подлежат проблемы мониторинга терроризма и антитеррористической деятельности; унификация ведомственных и межгосударственных подходов к статистическим учетам, расширения круга статистических данных об участниках и пособниках терроризма, о потерпевших; создания единого банка информации (включая и данные о результатах судебного разбирательства) и режима информационного обмена, согласования статистической отчетности о террористических преступлениях и смежных криминальных деяниях, разработки и внедрения методики оценки последствий террористических преступлений.

Предупреждение терроризма представляет собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Следовательно, такие причины и должны быть объектом профилактического вмешательства, но сделать это совсем не просто, поскольку значительная часть названных причин связана с обладанием государственной властью и ее захватом, распределением собственности, торжеством «своей» идеологии, изменением национальной или социальной структуры общества и т.д.

     Предупреждение терроризма должно осуществляться одновременно в нескольких направлениях:

1) воздействие на основные, даже глобальные явления и процессы в обществе, обладающие террористическим эффектом. Данное направление можно назвать стратегическим, и было бы естественно, если бы ему предшествовало бы долгосрочное и даже сверхдолгосрочное прогнозирование наиболее значительной террористической активности с определением их возможных субъектов;

2) выявление и предотвращение террористических актов, которые могли бы быть совершены в недалеком будущем или даже в ближайшее время. Это предполагает выявление субъектов и объектов терроризма, его причин, способов и иных обстоятельств; 3) пресечение совершающегося терроризма и террористических актов в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду. Чрезвычайно важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов и вдохновителей террора, что, как известно, очень трудно;

4) предупреждение, предотвращение и пресечение таких сходных с терроризмом преступлений, как захват заложников, геноцид, диверсия, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, и т.д.

     Особое место в деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с терроризмом принадлежит международным организациям, а также координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла.

Помимо названных направлений борьбы с таким явлением как терроризм необходимо бороться с этом злом как можно эффективнее и на законодательном уровне, улучшать и углублять законодательство регулирующее борьбу с терроризмом, устанавливающее за него ответственность.

 

Законы

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"

     Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности"

     Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации  (далее - Совет Безопасности).

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"

     Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"

     Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

     Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

     Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"

     Настоящий Федеральный закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности.

Извлечения из законов субъектов Российской Федерации по вопросу установления административной ответственности за неисполнение или нарушение решения органа, координирующего деятельность по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений

     Законодательством субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность за неисполнение решений антитеррористических комиссий в субъеках Российской Федерации, принятых в пределах их компетенции.

 

Указы Президента

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

     Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы позволила сформировать законодательные и организационные механизмы противодействия идеологии терроризма. Организовано кадровое, методическое и научное обеспечение данной деятельности, к ее осуществлению привлечены органы местного самоуправления.
В результате осуществления комплекса адресных профилактических мероприятий сокращено количество российских граждан, выезжающих за рубеж для участия в деятельности международных террористических организаций.

Подробнее

Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

     Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

 

Постановления и распоряжения Правительства

Постановление Правительства РФ от 4 мая 2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму"

     Постановление Правительства РФ от 4 мая 2008 года N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму"

Постановление Правительства РФ от 27 мая 2017 г. N 638 «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также об информировании субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта»

     Постановление Правительства РФ от 27 мая 2017 г. N 638 «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также об информировании субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта»

Постановление Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 352 "О мерах по реализации Федерального закона "О противодействии терроризму"

     В целях реализации Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительством Российской Федерации утверждены:

Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечения такого террористического акта;

Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения такого террористического акта;

Положение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции.

Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

     В данном разделе приведен перечень некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, принятых в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и обеспечения безопасности населения на транспорте

     В данном разделе приведен перечень некоторых постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами "О транспортной безопасности" и "О противодействию терроризму"

Постановления правительства РФ по вопросам антитеррористической защищенности объектов (территорий)

     В данном разделе приведен перечень некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, принятых в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" по вопросам установления обязательных для выполнения требований к антитеррористической  защищенности объектов (территорий), категориям объектов (территорий), порядку разработки указанных требований и контролю за их выполнением, порядку разработки и форме паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановления правительства РФ по вопросам обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

     В данном разделе приведен перечень некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, принятых в соответствии с Федеральным законом "О  безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".

Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и гидроэнергетических объектов

     В данном разделе приведен перечень некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, принятых в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации

Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года

     В данном разделе приведен перечень некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, принятых в соответствии с Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года".

Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов

     В данном разделе приведен перечень некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, принятых в соответствии с Федеральным законом "Об экспортном контроле", по вопросам осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, а также организации и осуществления проверок российских участников внешнеэкономической деятельности.

Преступления террористической направленности (статьи Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ)

 

Постановление Правительства РФ от 06.06.2007 N 352 (ред. от 07.12.2011) "О мерах по реализации Федерального закона "О противодействии терроризму"


Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018, с изм. от 29.03.2019) "О противодействии терроризму"

 

Полезные ссылки для получения подобной и объективной информации о правилах поведения в любых чрезвычайных ситуациях, статистические данные,  новости в сфере противодействия терроризму и экстремизму.

 

Список абонентских номеров «телефонов доверия», входящих в систему  «горячей линии МВД России»

 

Методические материалы по противодействию терроризму.

 

 

 

Антитеррор

- Законодательство в сфере противодействия терроризму http://gubernator96.ru/article/show/id/216

 

- Национальный террористический комитет http://nac.gov.ru/

 

- Антитеррористическая комиссия в Свердловской области http://nac.gov.ru/atk/antiterroristicheskaya-komissiya-v-sverdlovskoy-oblasti.html

 

- Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет https://ncpti.su/

 

- Азбука безопасности http://azbez.com/

 

- Наука и образование против террора http://scienceport.ru/

 

- Памятка гражданам о действиях при установлении уровней террористической опасности http://gubernator96.ru/uploads/file/pamyatka_antiterror_2015.pdf

 

- Статьи, книги, брошюры http://nac.gov.ru/publikacii/stati-knigi-broshyury.html

 

- Официальные издания НАК http://nac.gov.ru/publikacii/oficialnye-izdaniya-nak.html

 

- Выступления и интервью http://nac.gov.ru/publikacii/vystupleniya-i-intervyu.html

 

- Как пожаловаться на противоправный материал в социальной сети https://ds24nsk.edusite.ru/DswMedia/protiopravnyiykontent.pdf

 

     Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора. Несмотря на юридическую силу термина «терроризм», его определение вплоть до настоящего времени остаётся неоднозначным.

     Терроризм – это совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений, причинения ущерба в крупном размере или наступления иных тяжких последствий, в целях устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности. Таким образом, терроризм – это систематическое применение террора в виде перечисленных выше террористических актов.

     В свою очередь, терро́р (лат. terror — страх, ужас) — устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам, либо запугивание с угрозой расправы или убийства. Синонимами слова «террор» являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».

     В праве Российской Федерации терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий. В праве США — как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества.

 

     По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:

  1. Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) — в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий КаракозовВера ЗасуличРавашоль и др.);
  2. Организованный, коллективный— террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцыэсерыАль-КаидаИГИЛ). Организованный терроризм — наиболее распространённый в современном мире.

По своим целям терроризм делится на:

  1. Националистический— преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;
  2. Религиозный— может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную (Исламистский терроризм);
  3. Идеологически заданный, социальный— преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый», экологический терроризм и др.

 


 

Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации

«Как себя вести?»

     08.09.2020 г. в 10:00 час. Специалистом 1 категории отдела по ГО и ЧС Администрации Слободо-Туринского муниципального района Прокудиным Валерием Анатольевичем, была проведена профилактическая беседа на тему: «Правила поведения во время чрезвычайных ситуаций», Правила поведения во время при террористических актов», «Правила поведения на воде», «Меры по профилактике COVID-19».

В ходе проведения беседы были распространены информационные буклеты с перечнем правил поведения на воде, безопасности при террористических актах, и мерах профилактики COVID-19. Специалист,  познакомил обучающихся с основными понятиями и определениями Гражданской обороны; рассказал о задачах, стоящих перед Гражданской обороной, познакомил  обучающихся с основными правилами поведения в чрезвычайных ситуациях.

    

Наверх страницы